Strannick9412's Blog

Ещё один сайт сети «WordPress.com»

Каслинское чугунное литьё

Posted by strannick9412 на 22.04.2012

Оригинал взят у в Каслинское чугунное литьё

Много мы читаем и изумляемся заморскими чудесами и диковинками. Давайте вспомним про своих творцов и умельцев. Может быть даже в догонку к сегодняшнему посту про Кулибина

 Скульптор А.Обер "Киргиз на лошади" (1949 г.)

Совершенство чугунного литья, по сложившейся многовековой традиции, связано с именем уральского города Касли. Именно на горных приисках Урала, где среди гор и озер расположен чугуно-литейный завод, зародилось ремесло, принесшее уральским мастерам известность далеко за пределами России. Соответственно, ремесло это получило имя по названию места рождения — каслинское литье.

Местный природный песок, которым каслинцы пользовались для формовки, и чугун, добываемый ими в домнах на древесноугольном топливе, способствовали достижению высоких результатов литья. В России и раньше отливали из чугуна статуи и решетки, но нигде мастерам не удавалось достигнуть такого совершенства, каким владели каслинцы.

Изумительный пример их мастерства — отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. О долговечности и ценности этих произведений искусства говорит тот факт, что некоторые изделия позапрошлого века можно встретить не только в музеях, но и в антикварных магазинах и частных коллекциях.

Во многом истоки зарождения мастерства в Касли обязаны немецким корням. После наполеоновских войн, разоривших немецкие земли, многие умельцы в поисках работы устремились в богатую Россию, на казенные и частные металлургические предприятия. Они не только помогали совершенствовать производство огнестрельного и холодного оружие, но и налаживали выпуск художественного литья.

Скульптор Мен "Собака со щенятами" (1902 г.)

  Местный природный песок, которым каслинцы пользовались для формовки, и чугун, добываемый ими в домнах на древесноугольном топливе, способствовали достижению высоких результатов литья. В России и раньше отливали из чугуна статуи и решетки, но нигде мастерам не удавалось достигнуть такого совершенства, каким владели каслинцы.
    О долговечности и ценности этих произведений искусства говорит тот факт, что некоторые изделия позапрошлого века можно встретить не только в музеях, но и в антикварных магазинах и частных коллекциях.

"Жанна д'Арк" работы Годо из фондов Свердловской картинной галереи.

  На основанном в 1747 году Каслинском заводе до начала XIX века отливались котлы, казаны, рукомойники, чайники, утюги. Эти предметы быта производились повсеместно в большом количестве и особой ценности не представляли. Перед владельцами заводов стояла другая задача — освоение производства новой продукции, используя имеющиеся мощности. Развитие изящного чугунного литья связывают с появлением на заводе нового управляющего — Григория Федотовича Зотова, сделавшего уникальную для того времени карьеру, пройдя путь от крепостного кричного мастера до главного управляющего заводом. Получив вольную, он с самозабвением занимался любимым художественным литьем, перспективы которого смог оценить по достоинству.

 Девушка-грибница.Чугун.1890-1900гг

Следующий владелец заводов, с которыми к нему перешли и земли, леса, рудники, мастеровые и рабочие люди, вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года,  он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Во многом истоки зарождения мастерства в Касли обязаны немецким корням. После наполеоновских войн, разоривших немецкие земли, многие умельцы в поисках работы устремились в богатую Россию, на казенные и частные металлургические предприятия. Они не только помогали совершенствовать производство огнестрельного и холодного оружие, но и налаживали выпуск художественного литья. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.

В качестве первых образцов первоначально использовались отливки, привезенные им из Германии в 1820 году, где Зотов посещал местные металлургические заводы. Среди привезенных образцов были работы австрийского скульптора и медальера Леонарда Поша — «Апостол Павел», «Апостол Иоанн Богослов», «Иисус Христос» и барельеф «Ученый». Кстати, эта серия выпускается на Каслинском заводе и сейчас. По моделям известного берлинского архитектора Карла Фридриха Шинкеля отливались «Блюдо в готическом стиле», «Блюдо с морскими божествами», подсвечник «Вакх». По немецким образцам выпускались не менее известные и в наши дни работы — чернильница «Броненосец» и подсвечник «Колонка на львиных лапах».

Ж.Гудон "Вольтер" (1905 г.)

Долгое обращение с произведениями искусства, а также врожденная одаренность влекли каслинских чеканщиков и формовщиков к самостоятельному творчеству. В 60-90-х годах 19 века каслинское художественное литье получило известность и за пределами России, экспонируясь на выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене, Стокгольме, где изделия каслинских мастеров неизменно отмечались грамотами и медалями.1860-1890 годы стали годами расцвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды — Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др. 

 Не иначе как сенсацией называли современники представленный на Всемирной Парижской художественной выставке 28 апреля 1900 года каслинский чугунный павильон в византийском стиле, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения — выставочную витрину Кыштымского горного округа. Беседка состояла из 3 тысяч деталей, которые изготавливали в течение года 16 мастеров под руководством молодого петербургского архитектора Евгения Баумгартена. Именно ему заказал этот проект один из владельцев Кыштымского горного округа Василий Дружинин, который не только решил удивить весь мир чугунными изяществами, но и подправить свои финансовые дела.

В Париж привезли не только павильон и образцы продукции заводов, но и все необходимое для отливки любой детали, случайно сломавшейся в пути: древесный уголь, чугун в слитках, формовочные пески, различный инструмент и оснастку. Не забыли даже двух мальчишек-глиномесов для подготовки формовочной смеси. Всего же, по отчетам Акционерного общества Кыштымских горных заводов за 1900-1901 годы, «расходы по устройству павильона на Всемирной выставке в Париже» составили 25.548 рублей 69 копеек. Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом.

 "Россия".

  

Расположенный в центре галереи второго этажа, прямо под огромным стеклянным куполом, павильон притягивал многочисленных посетителей. Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. С утра и до вечера, с первого и допоследнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный ураган восхищения. Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого были словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов. Вылитые изящные фигурки фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных дурман-цветов и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком будоражили воображением. При этом три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможным статуэтками, подсвечниками, пепельницами…

  

Обилие разнообразных чугунных форм не мешало абсолютному совершенству выделки чугуна. В павильоне заключались торговые сделки, покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках. Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов, продававшиеся в Париже по цене равных им по весу серебряных изделий. Трудно было поверить, что все это отлито из чугуна.Каждый покупатель на память о посещении экспозиции Кыштымских заводов получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, кабана, собачку, бычка, крысу, якорь, скрещенные молоточки, — на выбор.

 

К тому времени у мастеров в ассортименте было более 500 наименований изысканных изделий. Так что не случайно продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда по 65-му разделу (металлические изделия) — хрустальный Гран при и большая золотая медаль. Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы. Усилия талантливого архитектора были не напрасны, посетители увидели в каслинском павильоне, по меткому выражению современника, «целую энциклопедию чугунного художественного литья».

Е. Лансере. Амуры, везущие колесницу"  (из фондов Свердловской картинной галереи.)

  

Среди многочисленных гостей павильон посетил и президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену — два миллиона рублей, вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П. М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н. А. Лаверецкого «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!». Тогда уязвленный Лубо позволил себе усомниться в прекрасном качестве каслинского литья и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «Если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Мастер, стоявший рядом, не сробел — бросил тарелку ребром об пол… Покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась. Крепка оказалась заводская марка. Ахнула свита, изумился президент и… прибавил цену, но сделка не состоялась. И статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.

 Комплект садовой мебели.Чугун.Конец 19-начало 20вв

 Поездка на праздник.Чугун.1880-1890гг

Большой вклад в наследие исскусства Уральского литья внесли такие скульпторы, как М.Д.Канаев, Н.Р.Бах, П.К.Клодт, Е.А.Лансере.

Канаев Михаил Денисович (1830–1880) родился в Екатеринбурге. Учился в Академии художеств, в 1855 году ему присвоено звание художника по скульптуре. Получив предложение занять место заводского скульптора, он соглашается на эту работу и едет на Урал. К тому времени Канаев был уже немолодым человеком. Приехав в Касли, Канаев оживляет работу по выпуску фигурного литья, мечтая поднять его на более высокий художественный уровень. Скульптор организует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. С целью поднять качество чеканки он добивается приглашения из Златоуста, знаменитого своей гравюрой на стали, двух мастеров, которые стали обучать каслинских чеканщиков. 

Скульптор Р.Бах " Зубр." ( 1908 г.)

Академик Бах Николай Романович (1853–1885) стремился укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. До приезда в Касли Н.Р.Бах окончил в Петербурге академию художеств, получил звание художника I степени. Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой, передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке и лепке. В Каслях Бах проработал недолго, всего несколько месяцев, но в истории каслинского искусства он занимает важнейшее место. В это время Бах создает большую работу – «Драка филина с ястребом».

Баху был 31 год, когда он приехал в Касли. Работая здесь, он настаивал на повторении в чугуне работ русских скульпторов, привлекал художников Москвы, Петербурга для выполнения скульптур именно для каслинского литья. Художник передал характерные приметы старого уральского завода, виды поселка, запечатлел живописную природу края.Бах прожил в Каслях недолго. Но его работы отливаются каслинскими мастерами до сих пор.

 Карандашница "Пенек"автор: А.С. Гилев

 Годы первой мировой войны, революция и гражданская война в России в начале ХХ века, а также вторая мировая война тяжело сказались на судьбе Каслинского ремесла, его мастерах и изделиях. Буквально по крупицам пришлось восстанавливать, казалось навсегда утраченную богатейшую коллекцию. Лишь в 1957 году под руководством мастера С.М.Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи г. Екатеринбурга состоялось открытие восстановленного павильона — вершины искусства каслинских мастеров художественного литья.
Теперь увеличенная копия скульптуры "Россия" стоит в Кремле — официальной резиденции Президента Российской Федерации.

 П.Клодт "Конь со всадником" (1914 г.)

В самом названии каслинского художественного чугунного литья — "кабинетные вещи" — заключены ответы на вопросы, почему они вызывают устойчивый интерес у публики на протяжении 150 лет, не утрачивая своего значения и сегодня, почему имеют реальные перспективы на антикварном рынке. Художественное чугунное литье Каслинского завода всегда отличалось функциональной ориентированностью, являясь необходимой составляющей художественно-стилевого оформления интерьера — столовых, гостинных, женских и мужских домашних кабинетов, домашних библиотек, служебных кабинетов. Именно поэтому сегодня это литье имеет реальные
перспективы на антикварном рынке.

" Лошадь у изгороди". По модели П. Клодта. Чугун, литье.( Частное собрание)

В постсоветсвкой России практическая, бытовая направленность каслинского художественного литья снова стала востребованной, а его уникальная художественная универсальность делает предметы из чугуна не только современными, созвучными художественно-стилистическим установкам "Hi-Tech", но и позволяет сохранить свою актуальность в будущем.

" Дон Кихот". (чугун,1911г)                                 " Мефистофель". (чугун,1914г)                         

В 1922 в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К. А. Клодту, внуку П. К. Клодта. Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В. И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений.

Только в 1934 на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья. В первую очередь это мелкая пластика и барельефы — произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского, Н. А. Андреева, Н. В. Томского, И. Рабиновича. В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.

В 1941 выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944 восстановлен. Ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны.

В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М. Г. Манизер, Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан — П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19 в. и современных скульпторов.

 Е.Лансере "Отьезд казака" (1900 г.)

"Иисус Христос" ("Придите ко мне все страждующие")

 Группа Аничкова моста.Чугун.1915г

 

Крестьянин на пашне.Чугун.1914г

  Лошадь с жеребёнком.Чугун.1914г

 

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.

 
%d такие блоггеры, как: