Strannick9412's Blog

Ещё один сайт сети «WordPress.com»

Майцзишуань — гроты пшеничной горы. Китай.

Posted by strannick9412 на 25.07.2012

Майцзишуань — буддийский пещерный монастырь (5-17 века), близ города Тяньшуй, в провинции Ганьсу, в КНР; состоит из 194 пещер с раскрашенной скульптурой из глины и камня (5-17 века, изображения Будды и других божеств буддийского пантеона) и с настенными росписями клеевыми красками по сухому (5 век). Для ранней скульптуры Майцзишуань (5-6 века), отличающейся мягкостью текучих форм, характерны утончённая грация и одухотворённость, для более поздней — черты чувственной земной красоты.

 Две буддийские статуи (фрагмент). Раскрашенная глина. 6-7 вв.

Буддийский пещерный монастырь (5—17 века), близ города Тяньшуй, в провинции Ганьсу, в КНР; состоит из 194 пещер с раскрашенной скульптурой из глины и камня (5—17 века, изображения Будды и других божеств буддийского пантеона) и с настенными росписями клеевыми красками по сухому (5 век).

Один из крупнейших и наверное самых впечатляющих буддистских скальных храмовых комплексов Китая Майцзишань находится рядом с поселоком Майцзи (Maiji Town, Maiji District, Tianshui, Gansu Province), расположенном на расстоянии около 45 км к юго-востоку от города и ж.д. станции Тяньшуй (провинция Ганьсу).

Майцзишань – это высокий покрытый зеленью холм высотой 142 м, южная сторона которого представляет собой вертикальный скальный утес.

На фото:  зимний вид с востока.

Он расположен в очень живописном месте, которое сейчас является чем-то типа исторического и природного национального парка.

Здесь кроме Майцзишань (с находящимися вблизи историческими объектами и природным ландшафтом вокруг нее), находится еще три туристические зоны (scenic spots), так же включающие исторические и ландшафтные достопримечательности.

Все соединено между собой прекрасными дорогами, тропами для трекинга и имеет соответствующую инфраструктуру.

На фото: весенний вид с запада, внизу видна дорога ведущая к месту.

Скальный утес Майцзишань простирается с юго-запада на юго-востока. Его фронтальная плоскость неравномерна по высоте и имеет слегка закругленную (92°) форму.

На ней на высоте до 50 м высечены соединенные между собой мостиками и лестницами ниши и неглубокие пещеры, в которых расположены глиняные и каменные буддистские скульптуры, фрески, стелы и пр.

Центральная (обращенная к югу) часть утеса была разрушена землетрясением в 8-ом веке и после этого на ней ничего не сооружалось.

По этой причине «застройка» утеса неравномерная: он условно делится на юго-западную и юго-восточную части, между которыми находится грибовидный «пробел» и которые соединены между собой двумя переходами: на высоте около 50 м и около земли.

Всего в Майцзишань числится 191 пещера и ниша: с 1 по 50 – на юго-восточной части и с 51 по 191 – юго-западной.

Часто в описаниях восток и запад перепутаны – тут источником ошибки скорее всего служит статья в англоязычной Википедии в остальном, кстати, очень хорошая и толковая.

Вход для туристов расположен с юго-восточной стороны. Маршрут подразумевает прогулку с «набором высоты» по юго-восточной части, переход по самому верхнему мостику на юго-западную часть (с преодолением лаза в выступе-ребре в начале перехода) и спуск зигзагом по мостикам-лесенкам к выходу из юго-западной части.

Наиболее зрелищными достопримечательностями являются две гигантские буддистские триады: N 13 на юго-восточной секции и N 98 – на юго-западной.

Довольно приличная часть комплекса закрыта для осмотра: калитки с замками и охранники.

Многие ниши и пещеры, как и везде, закрыты мелкой пыльной сеткой, так что разглядеть, а тем более сфотографировать что-либо довольно сложно.

Скала, на которой расположены неглубокие пещеры и ниши Майцзишань сложена из слоистой и зернистой горной породы, в основном розоватого цвета («багрянистый и краснокирпичный конгломерат, c вкраплениями тонких слоев песчаника и аргиллита, слабо связанных красной глиной, содержащей кальций и железо»), непригодной даже для создания неглубоких барельефов, поэтому практически все скульптуры Майцзишань изготовлены из необожженной глины. Каменных изображений, привезенных из других мест дарителями, наверно не наберется и десяток.

Сырая глина, специальным образом подготовленная, обработанная и покрытая краской – на удивление долговечный материал, но не настолько, чтобы веками противостоять морозам, дождям и ветрам на открытом пространстве.

Поэтому, хотя история Майцзишань охватывает период 12-ти династий (с 5-го по 19-ый век) и большинство изображений датированы и отнесены к конкретному историческому периоду, все статуи и барельефы в последующие эпохи подвергались периодической реконструкции, ремонту, дополнению и обновлению, при этом в них привносились новые элементы в соответствии с текущим художественным стилем и религиозными предпочтениями.

В целом заметна сильная «китаизация» всех образов, росписей и композиций в целом, хотя некоторые из них датируются периодами от династии Тан и ранее.

Наверно единственными персонажами, «индийские» черты которых подчеркнуто сохранялись в течении многих веков, правда иногда приобретая довольно гротескный вид, являются ученики Будды Гаутамы Ананда и Кашьяпа, традиционно располагающиеся слева и справа от Будды (между ним и соответствующим бодхисатвой).

Практически в первозданном виде так же были сохранены и статуи грозных дварапал, находящихся у начала и конца композиции N 04 (хотя их одеяние явно относится к более позднему периоду).

На скале

1. Начало

2. Ниша N 013

Большинство источников определяет эту изображение как триаду Будды будушего Майтреи. Есть и иное мнение: что это —  триада Будды Шакьямуни (Манджушри – Шакьямуни – Самантабхадра).

Учитывая, что эти статуи были практически заново созданы в период династии Мин наверное все-таки правильнее было бы предполагать, что это триада Майтреи.

Высота центрального Будды составляет около 16 м,  высота бодхисатв – около 13 м.

3. N09 – «Средний павильон семи Будд»

Это сооружение представляет собой крытую галерею из семи ниш, в которых расположены группы, состоящие из Будды и двух учеников или бодхисатв. Всего здесь находится 19 скульптур и 60 кв.м настенных росписей.

«Средний павильон семи Будд» является одним из ранних сооружений Майцзишаня: он датируется 6-ым веком (Династия Чжоу), но неоднократно реконструировался и обновлялся вплоть до династии Цин.

Будда Гаутама (в центре) и его главные ученики  Ананда (слева) и Кашьяпа ( с красным лицом, справа).

4. N03 – «Коридор тысячи Будд»

«Коридор тысячи Будд» – это  36-тиметровый переход под скальным козырьком к самой большой композиции Майцзишаня:  «Верхнему павильону семи Будд» (N 04).

На стене  «коридора» в два ряда находятся 297 барельефов с изображениями Будд высотой примерно 0.9 м.

Ниже между мостиком «коридора» и крышей «Среднего павильона семи Будд» расположены в пять рядов небольшие повторяющиеся изображения Будды (традиционный мотив « тысячи будд») – их хорошо видно на фотографии общего плана.

4. N09 – «Верхний павильон семи Будд»

«Верхний павильон семи Будд» расположен в самой верхней нише юго-восточной части утеса, ограниченной слева и справа скальными выступами. Вход с востока – по лесенке из «Коридора тысячи Будд», а с запада в скальном выступе проделан лаз (по другому не назовешь), сужающийся к выходу в сторону ниши N 05 .

Оба входа  охраняют грозные дварапалы (левое фото – западный, правое – восточный), сохранившие свое древнее брутальное обличье, но задрапированные позднее с истинным китайским изяществом.

На первом фото слева от охранника виден выход-лаз к нише N 05.

Вдоль южной стены расположены в ряд семь примерно одинаковых по размеру ниш с с традиционными скульптурными композициями: центральный Будда в окружении учеников, бодхисатв и пр.

Фотографии соответствуют расположению ниш справа налево (т.е. с востока на запад). Седьмая ниша закрыта сеткой и недоступна для осмотра (на фото выше она справа от охранника), первая тоже вроде бы обычно закрыта, но наше посещение совпало с работой реставраторов.

Сразу за лазом после «Верхний павильон семи Будд» начинается длинный мостик, ведущий к спуску на юго-западную часть утеса.

В начале него находится ниша номер 5 с прекрасным ярко разрисованным изображением Будды (по-моему это Амитабха), а ближе к концу – ниши N 150 и N 151.

Здесь скала имеет небольшой отрицательный угол и мостик выступает над расположенными ниже сооружениями юго-западной части. Отсюда же открываются и самые лучшие виды на окружающий ландшафт.

Спуск вниз продолжается по расположенным зигзагами лесенкам.

6. Общий вид на юго-западную часть

7. N 98 — «Юго-западная триада»

В описаниях ее почему-то не идентифицируют. Поскольку она практически заново сооружалась в период династии Мин и центральный Будда стоит на двух малых лотосах, а не на лотосовом троне, можно предполагать, что это бодхисатва Майтрея.

Правую фигуру, насколько я понял, не реставрируют сознательно: чтобы показать технологию изготовления глиняных скульптур такого типа.

Здесь хорошо видна последовательность изготовления такой скульптуры (укрупненно):

1. Высекается плоский рельеф-основа.

2. В проделанные отверстия устанавливается деревянный каркас (видимо обработанный смолой для защиты от гниения).

3. На каркас устанавливаются и крепятся саманные блоки (саман – он же адоб, глинобетон – это строительный материал на основе сырой глины, в котором в определенных пропорциях смешана глина, волокнистые материалы (рубленная солома, шелуха, тростник и т.п.), песок, иногда известь и пр.).

4. Формируется  черновой контур статуи.

5.  Наносится специально подготовленная глина (с пластификаторами и пр.) и методом лепки и резьбы по сырой глине формируется чистовое изображение.

6. Статуя обрабатывается защитным составом и расписывается красками.

8. Выход

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.

 
%d такие блоггеры, как: